Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания Республики Карелия
"Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6"г.Пудож
  • ГБУ СО РК Центр помощи детям №6
    Директор Татьяна Анатольевна Андерсон
  • 186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69Б
  • понедельник-пятница с 9.00-17.15; стационарное отделение - круглосуточно
  • (814 52) 53790
  • zabota-pudozh@yandex.ru
Контакты

ГБУ СО РК Центр помощи детям №6
Директор Татьяна Анатольевна Андерсон

  • 186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69Б
  • понедельник-пятница с 9.00-17.15; стационарное отделение - круглосуточно
  • (814 52) 53790
  • zabota-pudozh@yandex.ru

Связаться с разработчиком сайта
Главная страница / Родительский всеобуч / КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ.

КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ.

КАК  НЕ  ОТБИТЬ  У  ДЕТЕЙ  ЖЕЛАНИЕ  УЧИТЬСЯ.

         Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминания садится за домашние задания, активен на уроках, с интересом учится – мечта всех родителей. Но, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает. Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

         ОБ  УСПЕХАХ

          В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что он ленится. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

         Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками». Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или отсутствие способностей у ребенка.

Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь, что он будет стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – ребенок приходит к выводу, что он не способен оправдать ожидания родителей, не смотря на все свои старания.

Бывает, что родители специально занижают старания способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы заслужить поощрение родных. Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся доказать кому-то свою компетентность и значимость.

 

         ЧТО  ДЕЛАТЬ?

 

-        Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

-        Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание – гуманитарные науки.

-        Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем, дворником и т. п. В подростковом возрасте подобные нотации приводят к прямо противоположным результатам – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, теряет интерес к учебе, заявляя, что он мечтает стать дворником, чтобы его оставили в покое.

-        Не обесценивайте достижений ребенка. Не следует говорить: «Это хорошо, что учительница тебе еще «четверку поставила. Я бы за такое сочинение поставил только «три».

 

         ОБ  ИНТЕРЕСЕ

 

         Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, но вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат такие слова: «Да ему ничего не интересно! Чего мы ему только не предлагали – он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: « Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»

         Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете высокие требования, которые он боится не оправдать?

         Отсутствие интереса к учебе, тот есть скука, закономерно приводит к появлению лени – универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.

Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть любимчиком у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростка не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому – мыть за собой посуду, ходить в магазин. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

 

         ЧТО   ДЕЛАТЬ?

 

         Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего  его привлекает, помогите применить этот интерес на практике. Тогда малыш поверит в свои силы и захочет развиваться дальше. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно. Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит.

Приучайте ребенка поддерживать тонус, рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной день должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите находить приятное или делать перерывы, чтобы выпить сока, поиграть с собакой, почитать книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором, компьютером (это правило должно быть общим для всех членов семьи).

         Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, а вот вы в его годы… . Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заинтересоваться. Кстати говоря, в ваши годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.

         Спросите у ребенка, что такое «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнить неинтересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению – получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык. Вместе со школьником создайте план, какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.

 

         ОБ  ОТНОШЕНИЯХ

 

         Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным, что учительница его ни разу не похвалила перед всем классом. Подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.

Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителем могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке.

ЧТО  ДЕЛАТЬ?

Надо попытаться понять, в чем причина нелюбви ребенка к данному предмету.

Родители могут прийти за советом к самому учителю. Спросите, какие у педагога есть претензии к вашему ребенку. Проследите, чтобы у школьника было все необходимое для данного урока.

Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как ребенок начнет считать так же.

 

 

         ОБЩИЕ   СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ:

-        Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки.

-        Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, переписывать по много раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

-        В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника.

-        Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, ищите новые книги или информацию в Интернете. Делайте этоне вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь писать за него рефераты, сочинения.

-        Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не надо заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.     

Дата изменения информации: 13.09.2018 16:04

Поиск