Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6" г. Пудож
  • ГБУ СО РК Центр помощи детям №6
    Директор Татьяна Анатольевна Андерсон
  • 186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69Б
  • понедельник-пятница с 9.00-17.15 Обед с 13.00-14.00; стационарное отделение - круглосуточно
  • 8 (814 52) 53790
  • zabota-pudozh@yandex.ru
Главная страница / Новости / 2017 / «Впереди экзамены. Как помочь преодолеть тревожность»

25 декабря 2017

«Впереди экзамены. Как помочь преодолеть тревожность»

«Впереди экзамены. Как помочь преодолеть тревожность»

 

В декабре 2017 г. Социальный педагог МКОУ СОШ п. Шальский Щербакова Е.С. провела мониторинг среди выпускников своей школы и выявила потребность в проведении психологом родительской встречи, для того, чтобы правильно помочь детям в преодолении тревожности перед ЕГЭ. Щербакова Е.С. обратилась за помощью в ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6». Мы с удовольствием приняли участие в родительской встрече, поскольку сейчас эта тема актуальна для всех выпускников. Ведь экзамен для многих – это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. После итоговой аттестации в школе многим предстоит поступление в профессиональные учебные заведения, техникумы. Ведь до экзаменов осталось всего несколько месяцев, и тревога родителей, учителей и детей перехлестывает через край.

22 декабря 2017 года состоялось родительская встреча на базе МКОУ СОШ п. Шальский, под названием «Впереди экзамены. Как помочь преодолеть тревожность». Главной целью нашей родительской встречи являлось оказать помощь родителям в преодолении затруднений при общении с детьми выпускных классов, в период подготовки и сдачи экзаменов. Также были сформированы задачи, такие как, побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, в период, связанный с выпускными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомить с советами и  рекомендациями психолога.

Почему именно ЕГЭ вызывает повышенную тревожность? Скорее всего, не потому, что этот экзамен столь уж сложен для тех, кто старательно учится, а потому, что непривычен. Однако в СМИ немало статей, в которых ЕГЭ выделяется как вариант, создающий «наивысший уровень стресса». Именно новизна ситуации и значительная доля неопределенности, с которыми связана эта форма экзамена, и создает условия для стресса. Хотя следует напомнить, что экзаменационный стресс характерен для любого экзамена, есть люди (и, конечно, дети), обладающие высокой стрессоустойчивостью, а есть те, у которых порог стрессоустойчивости очень низкий. Это не означает, что кто-то совсем не волнуется, не переживает. Просто есть люди, умеющие управлять собой, умеющие не паниковать, умеющие собраться и сосредоточиться, и есть те, кто «теряет голову» от малейшего изменения ситуации. С одной стороны, это связано с индивидуальными особенностями нервной системы, с другой – пониманием ситуации и желанием и умением справиться с тревогой и страхом перед экзаменом. Причем это не связано с успешностью обучения – отличник может во время экзамена «все забыть», а троечник вдруг вспомнит то, что и не повторял. Есть факторы, которые снижают способность человека справиться с экзаменационным стрессом, а есть те, которые помогают преодолеть тревогу, помочь настроиться «на позитив», создать ситуацию эмоционального и интеллектуального подъема, психологической мобилизации. Об этих факторах должны знать и родители, и учителя, и сами дети.

Совместно со школой мы провели групповые диагностики на выявление уровня тревожности обучающихся 9-х классов, результат – у 80 % учеников высокий уровень тревожности. Как показал опрос, большинство ребят переживают, испытывают чувство неуверенности и боязни «провалить» предстоящие экзамены, да и сказывается груз ответственности, который лежит на плечах ребенка (перед школой, учителями, родителями и т.п.). Даже когда взрослым кажется, что ребенок не ощущает этой ответственности, она есть, другой вопрос – хочет и может ли сам ребенок взять на себя груз ответственности не только перед самим собой, но и перед другими.  Безусловно, в школе работа по психологической поддержке среди ребят проводится, но без помощи семьи, в которой растет и воспитывается ребенок, достичь положительных результатов трудно.

Задача родителей в такой ответственный период жизни ребенка – постараться избегать конфликтов, понять своего ребенка и оказать ему поддержку. Итак, главная цель психологической подготовки – создание ситуации, не усиливающей тревожность, волнение, неуверенность. Взрослые (и родители, и учитель) должны спокойно без «ахов» и «охов», без суеты и выяснения отношений помочь детям подготовиться к экзаменам. Именно их поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. В экзаменационную пору основной ориентир родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

В процессе встречи родителям было предложено провести самотестирование: выявить свой личностный уровень тревожности. Определённый уровень тревожности – естественный и непременный спутник активной, в том числе творческой деятельности личности. Это полезная тревожность. Понятно, что чрезмерная тревожность вредит и здоровью, и достижению результатов. Работа родителей с тестом показала повышенный уровень тревожности. После этого было предложено представить, что родителям сегодня предстоит экзамен. И был проведен тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке. Тест показал, что у взрослых людей, которым сдавать экзамен пока не нужно, тревожность резко возросла. А каково нашим детям? Мы обсудили, как их можно поддержать в этот трудный период. Родители выражали свою точку зрения на те, или иные вопросы. Получили информацию о том, что усиливает тревожность, способствует потере контроля над ситуацией и приводит к негативному результату? Поговорили о результатах опроса детей на тему «Как складываются ваши отношения с родителями?», нам представилась возможность поразмышлять о своей семье и оценить взаимоотношения в ней,  подумать, что мы могли бы изменить в лучшую сторону! Также раскрыли тему «Что такое конфликт. Конфликт между родителями и детьми и как его избежать». Мы говорили об эмоционально-психологическом состоянии детей, в период, связанный с выпускными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомились с советами и  рекомендациями.

Думаю, в ходе нашего собрания мы ответили на многие вопросы, связанные с единым государственным экзаменом и с тем, что важно для наших детей. Уважаемые родители, помните, что всё в этом мире относительно. Любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть.

 

Психолог ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №6»

                          Захарова Янина Николаевна.

Контакты

ГБУ СО РК Центр помощи детям №6
Директор Татьяна Анатольевна Андерсон

  • 186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 69Б
  • понедельник-пятница с 9.00-17.15 Обед с 13.00-14.00; стационарное отделение - круглосуточно
  • 8 (814 52) 53790
  • zabota-pudozh@yandex.ru


Связаться с разработчиком сайта
Поиск
Новости
19.02.2024

Исследование по вопросу удовлетворенности уровнем доступности объектов потребительского рынка

Исследование по вопросу удовлетворенности уровнем доступности объектов потребительского рынка для инвалидов и иных маломобильных групп населения объектов и услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
22.01.2024

Чтобы с вашим ребенком не случилось беды

Соблюдайте эти правила, чтобы с вашим ребенком не случилось беды

Архив новостей